Детская музыка в изданиях 1850-1917 гг.

Обновлено: 02.11.2016

   Коллекция «Детская музыка в изданиях 1850-1917 гг.» возрождает большой пласт отечественной культуры, ее полнота и разнообразие объясняется возможностью собрать воедино цифровые копии из фондов разных библиотек - участниц НЭБ (прежде всего  РГБ и РНБ). По мере появления новых цифровых копий коллекция будет пополняться, само ее появление знаменует начало последующих электронных собраний учебной музыкальной литературы в рамках НЭБ. «Детская музыка в изданиях 1850-1917 гг.»  позволяет не только ознакомиться, но ввести в современный учебный и исполнительский репертуар исторически и культурно значимые музыкальные произведения для детей.

   Музыкальное образование в России, начиная с древних времен, отличалось самобытным характером, и к нему всегда был интерес. Его история ведет свое начало с XI века, с богослужебного пения. Вопросы музыкального образования сразу стали актуальны в то время; особое внимание обращалось на детей. В 1551 году Стоглавый собор предписал духовенству Московского государства организовывать у себя в домах школы, куда «православные христиане <…> передавали своих детей на учение грамоте <…> и церковному пению».

   Во второй половине XIX – начале XX вв. тема музыкального образования также была очень важной. Но если для получения регентского образования существовала Певческая капелла и Синодальное училище, то светское повсеместное обучение музыке было развито недостаточно. Вот почему многие композиторы обратились к сочинению пьесок и песенок для детей и составлению сборников из пьес различной сложности для разных ступеней образования. Они стали писать руководства и методики в помощь обучения детей музыке. Среди авторов – А.Н. Карасев, А.А. Архангельский, В.Ф. Комаров, М. Березкин и многие другие. Все перечисленные издания, как и многие другие, имеются в обширных фондах РГБ. Это позволяет предоставить широкому кругу пользователей (преподавателей, исследователей, исполнителей) возможность познакомиться с ними как в традиционном печатном виде, так и в виде электронных копий.

   Детская музыка – это обширная область музыкального творчества. Не случайно, один из самых выдающихся нотных издателей второй половины XIX в. П.И. Юргенсон, выделил её в отдельный каталог, где представлено большое количество наименований сборников песен для детей, детских пьес для фортепиано, скрипки и других инструментов. Среди нот можно увидеть пособия, которые использовались специально для обучения самых маленьких детей. Любопытно, что эти нотные издания служили руководством в первую очередь… для матерей. Ведь известно, что в дореволюционной России обучением музыке детей самого малого возраста до передачи их учителю, занимались мамы. Так, «Элементарная школа для фортепиано» Брассера и Иотти представлена, как «Сокровище для матерей семейств» и посвящена государыне  императрице Марии Александровне. 

   Нередко составители сборников особо подчеркивали предназначение своего труда, например, – «сборник детских пьес для поощрения любви к музыке и развития вкуса» или «собрание легких пьесок для детей, составленных из любимых мотивов с целью возбудить в малютках охоту к музыке». Эти надписи говорят нам о духе и культуре того времени.

   Также интересны методические предисловия с комментариями. Так, в сборнике 1866 г. «Дети за фортепиано: Собрание 25 маленьких пьес в 4 руки» (МЗ 198/41, СПб.: Литография М. Бернарда) составитель (Бернард) пишет: «… необходимым нахожу заметить, что исполнение двух детей вместе не должно быть допущено прежде, чем каждый из них <…> не выучит свою партию предварительно с учителем».

   Уже в 1869 г. в похожем издании «Собрание легких пьесок для детей», Бернард предваряет ноты большим развернутым вступлением, где говорит о своей системе обучения игры на фортепиано. В первую очередь, автор считает, что:

- ребенка необходимо «посвятить в изучение инструмента, в изучение механической части игры на фортепиано»;

- «малолетнего ребенка» нельзя начинать обучать нотам, так как «это может поселить в нем отвращение к музыке».

w-bernard.jpg

   Во многих современных музыкально-педагогических исследованиях, дающих развернутую историческую картину развития педагогических методов, приводится идея того, что все музыкальное образование опиралось на одноголосное или хоровое пение a'cappella как на прочный и надёжный фундамент, объединяющий теорию и практику. Об этом еще говорил В.Ф. Одоевский, «считавший хоровое пение основой музыкального просвещения». Например, в «Собрании детских одноголосных песен» составитель сборника Л.А. фон Фохт (СПб.: типография В.С. Балашева, 1874 г.) в предисловии пишет: «предлагаемое мною собрание одноголосных песен может служить элементарной подготовкой к хоровому пению».

w-odoevsky.jpg

   Одним из эффективных и интереснейших направлений в музыкально-образовательном развитии маленького музыканта являются детские оперы. Особенно выделяются оперы Цезаря Кюи (1835-1918). Композитор, военный инженер и учёный, он внес огромный вклад в развитие детской музыкальной литературы созданием целого ряда разножанровых и разнохарактерных произведений о детях и для детей. Так, 1879 году вышел сборник вокальных миниатюр маэстро, связанных между собой трогательной темой детства. Сборник называется «Тринадцать музыкальных картинок».

   Детская опера Кюи «Красная Шапочка» (по сказке Ш. Перро) была издана в 1912 году с посвящением царскому наследнику – великому князю Алексею Николаевичу. Буквально через год из печати выходит еще одна опера Кюи «Кот в сапогах», посвященная А.А. Федорову-Давыдову (1875-1936), известному детскому писателю, редактору, издателю, переводчику. В 1918 -1923 гг. он был заведующим издательства «Светлячок».

   Другим ярким представителем детской оперной музыки является Александр Бюхнер (1826-1908). Немецкий композитор служил капельмейстером в Эрфурте. Бюхнер был известен в музыкальных кругах как автор нескольких опер. Цикл из четырех музыкальных миниатюр создан Бюхнером на либреттo А. Федорова-Давыдова на рубеже ХIХ-ХХ веков для исполнения в классических русских гимназиях и «домашних театрах». Простые и незатейливые на первый взгляд миниатюры наполнены глубоким духовным смыслом. «Король Еловая шишка» раскрывает тайну целительной силы природы, чья красота излечивает человека от нравственных пороков. Опера «Веселые марионетки» знакомит с темной стороной мира человеческих отношений, с которыми приходится столкнуться одинокому ребенку. В другой мини-опере «Грибной переполох» заложен глубокий философский смысл. На примере сказочных героев известной истории о царе Горохе композитор заставляет переосмыслить предназначение каждого существа на земле. Четвертая миниатюра «Царь Ледыш» демонстрирует необходимость верить в силу добра, которая преодолевает любые беды. Детские оперы Василия Михайловича Орлова (1858-1901) связаны с сюжетами басен И.А. Крылова и народных сказок – «Лисица и виноград», «Свинья под дубом», «Снегирь и ласточка», «Ворона вещунья» и другие.

   Различные музыкальные жанры, помимо оперы,  представлены известными всем именами таких композиторов, как П.И. Чайковский, А.А. Копылов, Н.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов. И это далеко не полный список, так как в ХIХ веке многие известные и менее известные композиторы и педагоги обращались к музыке для детей. Широко представлена детская музыка В.И. Ребикова – вокальная, фортепианная, сценическая. Кстати, свои «Детские песенки» композитор посвятил внуку знаменитого издателя Петра Ивановича Юргенсона – Пете Юргенсону.

   Обращает на себя еще одна деталь, которая позволяет выделить именно детские издания. Это внешнее оформление нот – красочно оформленные клавиры, фортепианные и вокальные сборники, народная музыка. Коллекция знакомит с нотами крупнейших дореволюционных музыкальных издателей, которые уже упоминались – П. Юргенсон, М. Бернард, А. Гутхейль, Ю. Циммерман и другие. Одни из них выглядят довольно скромно, другие украшают рисунки, связанные с содержанием музыкальных произведений. Большинство рисунков выполняли те граверы, которые работали над нотным текстом, но иногда привлекались известные художники.

w-tezavrovsky.jpg

w-afanasyev.jpg

w-lyadov.jpg

   Например, титульный лист «Детского альбома» и иллюстрации к каждой из «16 песен для детей» П.И. Чайковского созданы незаслуженно забытым в наше время художником Алексеем Степановым (1858-1923).

w-musorg.jpg

   Не менее изумительным выглядит титульный лист вокального цикла Модеста Мусоргского «Детская». Рисунок выполнен известным русским художником Ильей Репиным. Особенность рисунка заключается в том, каждая буква названия – Детская – представляет собою какую-нибудь игрушку, здесь много деталей, которые хочется долго рассматривать. Конечно же, такие ноты привлекали внимание ребенка.

***

   Для того чтобы понять сколь разнообразен был детский музыкальный репертуар того времени, с каким вниманием к разностороннему развитию ребенка он сделан достаточно обратиться к каталогу «Детская музыка в издании П. Юргенсона» за 1914 год. Возможности цифрового века позволяют собрать воедино разнообразные старые детские ноты, ввести в активный обиход издания, созданные с большим вниманием и любовью к детям.

Исполнители: 

Л.Б. Баяхунова, главный специалист отдела формирования фондов НЭБ (РГБ), кандидат искусствоведения 

А.А. Семенюк, заведующая Отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, кандидат педагогических наук


117 изданий в подборке