«Радостно думать, что в мире был Федоров»

Обновлено: 23.12.2016

   «Московский Сократ», «знаменитый библиотекарь Румянцевского музея», «идеальный библиотекарь» – перечень подобных эпитетов можно продолжать бесконечно.

   Русский религиозный мыслитель, философ-футуролог, библиотековед, педагог-новатор Николай Федорович Федоров (1829–1903) был действительно редчайшей жемчужиной в истории человечества. 

  Получив в 1854 году учительский аттестат после окончания гимназии, свою трудовую деятельность он начал с преподавания истории и географии на своей родине в Тамбовской губернии. Но очень скоро оставил преподавание и уехал в Москву, где и начинает свою деятельность на библиотечном поприще. 

   Первоначально Федоров устроился работать помощником библиотекаря в частной Чертковской библиотеке, которая в 1874 года вошла в состав библиотеки Московского публичного и Румянцевского музея, туда же перешел и Федоров. В Румянцевском музее Николай Федорович трудился с 1874 по 1898 год.

  Современники отмечают, что он до самозабвения любил свою работу. Его рабочий день начинался за полтора-два часа до открытия библиотеки, и все для того, чтобы заранее подобрать заказанные читателями книги. Вспоминают: "Скорее вы сами отложите и забудете о вашей работе, чем он забудет о том, что для нее надо; он раньше не успокоится, пока не исчерпает всего материала". Его сослуживец Георгиевский писал, что это была не служба в обычном смысле, а служение.

  Федоров высоко ставил музеи и библиотеки, придавая им почти религиозное значение, утверждая, что библиотеки и музеи – это средоточие этой самой духовой, культурной памяти человечества. Исследователь наследия мыслителя филолог, заведующая музеем-библиотекой имени Н. Ф. Федорова Анастасия Гачева, говорит, что у него были удивительные проекты устройства библиотек. К примеру, устройство выставочных проектов в их современном понимании – это во многом идея Федорова. Он пропагандировал идеи международного книгообмена, использования в библиотеках книг из частных коллекций. При этом он выступал против системы авторского права, так как она очевидно противоречит нуждам библиотек.

  В годы его работы в Румянцевском музее библиотека была средоточием философско-религиозной мысли. После окончания рабочего дня к Федорову в «каталожную», где он служил, приходили представители ученой и культурной элиты Москвы: Владимир Соловьев, считавшим его «своим учителем и отцом духовным», Лев Толстой, Афанасий Фет, художники и историки, инженеры и врачи, математики и любители изящной словесности. В эти годы, помимо службы в библиотеке, Николай Федорович много и плодотворно работает над собственными сочинениями и в течение нескольких лет создает свою религиозно-философскую систему, которая в истории философии получит название «русского космизма».

  Николай Федорович Федоров был человеком совершенно уникальным. Хорошо знавшие его люди, утверждали, что он не был похож даже на самых редких оригиналов. Философ, литературовед, писатель Светлана Григорьевна Семенова (1941–2014), подвижническими трудами которой имя Н. Ф. Федорова после долгого перерыва было возвращено в отечественную культуру, автор многих книг и статей о жизни и творческом наследии мыслителя говорила, что его действительно нельзя уложить ни в какой тип. Это был человек необычайных энциклопедических знаний. Бытовало мнение, что он наизусть знает содержание всех книг Румянцевского музея.

  Перелистывая страницы написанного о Николае Федоровиче Федорове можно сказать, что он был посланцем горнего мира, на алтарь которого и положил всего себя. Все мирское ему было чуждо, он отдавал другим буквально все, что бы у него не появлялось, но при этом был строгим и преданным служителем науки, непримиримым оппонентом в отстаивании своих идей. Главной идеей его философской системы была победа над смертью, он видел в этом свой высший христианский долг.

  Всем своим существом и подвижнической жизнью он подтвердил, что человек создан по образу и подобию Божьему. Бог действует в мире через человека, более того, он воспитывает человека, как говорит Федоров «гевристически». Федоров называет человечество главной силой спасения Вселенной от разлившегося в ней зла: «Человечество призвано быть орудием Божиим в деле спасения мира».

  Н.Ф. Федоров формулирует и космически-божественную функцию человека: «Космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом». Идея человеческого постижения должна распространиться «на все миры, на все системы миров до окончательного одухотворения Вселенной». И тогда, по Федорову, будет достигнута главная цель Бытия – устроение Царствия Божия.

  Румянцевский музей он оставил, выйдя на пенсию в 1898 году, с тем, чтобы привести в порядок свои сочинения. Но в конце жизни недолгое время послужил еще – также самозабвенно – в Московском Главном архиве Министерства иностранных дел.

  Умер он в Мариинской больнице для бедных от воспаления легких. Юрий Петрович Бартенев, ученик мыслителя, напишет в некрологе: «Мать, у которой смертельно болен ребенок, оставляет все, забывает обо всем – о еде, о сне, о хлопотах, о развлечениях, она отдает все свои силы спасению любимого существа. И в таком состоянии Николай Федорович Федоров прожил всю свою жизнь». А религиозный публицист и философ В.Н. Ильин назовет его великим святым своего времени.

  Идея синергии, соработничества божественных и человеческих энергий в деле спасения стало краеугольным камнем русского религиозного ренессанса. Его учение, нашедшее свою интерпретацию в разных философских концепциях сыграло большую роль в истории отечественной философии. Н.А. Умов, К.Н. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский развивали «философию общего дела» в естественнонаучном направлении, создав и оформив учение «русского космизма». В частности, Циолковский утверждал, что «вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса». Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики.

  В другом, религиозно-богословском направлении его высоко ценили Толстой, Достоевский; «философию общего дела» трактовали В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и другие русские мыслители.

  Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».

  В наши дни существует множество центров, изучающих наследие Федорова. В конце 1980-х годов в Москве было создано Общество им. Н.Ф. Федорова; с 1988 года проходят Международные научные чтения памяти великого мыслителя; в Российской государственной библиотеке, в той самой «каталожной», в Пашковом Доме, где в XIX веке располагался Московский Румянцевский музей, открыт мемориальный комплекс, посвященный Н.Ф. Федорову; в 1993 году создан просветительский центр – Музей-библиотека Н.Ф. Федорова, объединивший вокруг себя ученых, философов, писателей, искусствоведов, как некогда это было и вокруг самого Федорова в библиотеке Румянцевского музея.

  7 декабря 2016 года в Российской государственной библиотеке состоится торжественное открытие очередных XVI Международные чтений памяти Н.Ф. Федорова, которые пройдут с 7 по 11 декабря текущего года. Чтения станут рабочей площадкой для обсуждения проектов создания научных энциклопедий: «Н. Ф. Федоров: Энциклопедия» и «Энциклопедия космизма».

  Сочинения Н.Ф. Федорова были опубликованы только после его смерти. Его философская система изложена и отредактирована его учениками и друзьями Н. Петерсоном и В.А. Кожевниковым и издана в двух томах под общим названием «Философия общего дела». Цифровая копия этого труда есть в Национальной электронной библиотеке. Знакомство с идейным наследием Федорова поможет читателю углубить представление о сложных путях развития русской философской мысли XIX в. Книга рассчитана на всех интересующихся историей русской философии. Наряду с сочинениями самого мыслителя, оцифрована и часть книг, посвященных исследованиям творческого наследия ученого.

  Читателей книг из нашей подборки просим обратить внимание, что представленные здесь книги делятся на два ряда. В первом – издания, находящиеся в общественном достоянии, доступные для просмотра с любого компьютера и свободного копирования на него. Во втором, книги, охраняемые законодательством об авторском праве, доступ к ним возможен только из электронных читальных залов библиотек-участниц НЭБ.

7 изданий в подборке