Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)

Обновлено: 14.03.2016

В самой личности Салтыкова-Щедрина скрывалась поистине титаническая нравственная сила, «необычайная мощь духа» (И. Бунин). Мужество и энергия, с какими он всю свою сознательную жизнь карал зло, напряжение и страсть в искании истины, трезвейший смех и реализм, так органически уживавшиеся с высоким романтизмом души, — все эти черты истинно человеческого величия неотразимо действовали на всех соприкасавшихся с гениальным сатириком. В нем видели совесть честной, думающей, передовой России.


Изумительное мастерство Салтыкова-Щедрина, художника, проверено самым строгим и беспристрастным критиком — временем. Щедринские сатирические характеристики, его типы, подобно гоголевским, «вошли как бы в самый состав русского языка» (К. Федин). Помпадур, иудушка, «органчик», премудрый пескарь, карась-идеалист, пенкосниматель, чумазый и множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы.


**


Всем, кто близко знал Щедрина, бросались в глаза его прямота, его бурный темперамент. Он не терпел никакой фальши и неискренности, открыто и страстно изливал чувства гнева и ненависти к политическим крагам.


В суровом облике Салтыкова-Щедрина, который часто казался таким хмурым и нелюдимым и который сам признавался, что у него «тяжелый» характер, внимательные современники под корой «грубости» и угрюмой раздражительности разглядели светлые родники сердечности, доброты, подлинно чуткого отношения к тем, кого писатель уважал и ценил.


**


Великий писатель подчас скромно оценивал свою роль в литературе значение своего творчества. «Писания мои, — указывал он, — до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно, как иллюстрация этой современности». Однако сатирические типы писателя пережили свое время. Ярко запечатлев зло и уродства своей эпохи, салтыковские писания полны силы и живого значения и в наши дни, — и как раз именно потому, что салтыковские образы не сатирические зарисовки-однодневки, а широчайшие художественные обобщения».


Из вступительной статьи д-ра филол. наук, проф. Е.И. Покусаева к первому тому Собрания сочинений М.Е. Салтыкова-Щедрина в двадцати томах (издательство «Художественная литература» совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, Москва, 1965 г.)



М.Е. Салтыков-Щедрин. 23 сказки.jpg        М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа ташкентцы.jpg

М.Е. Салтыков-Щедрин. Забытые слова (расшифровка).jpg

М.Е. Салтыков-Щедрин. Забытые слова (факсимиле).jpg

М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города.jpg        М.Е. Салтыков-Щедрин. Портрет.jpg

М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонские рассказы.jpg        М.Е. Салтыков-Щедрин. Пропавшая совесть.jpg

43 издания в подборке