История этики

Обновлено: 23.05.2018

                                                                                                                                                      Этика есть безграничная

                                                                                                                                    ответственность за все, что живет.
                                                                                                                                                                     Альберт Швейцер

Этика как наука насчитывает в своей истории более двух тысячелетий. Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Сам термин "этика" ввел в научный оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования - «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни. Но еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель  Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона -- Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества. Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на возрождение некоторых идей античной этики, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей - возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека; было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом. Двадцатый век полон новыми взглядами на вопросы этики: это наука о должном по Канту; это философский анализ природы, сущности и функций морали марксистской этики; это метаэтика, которая не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности "морального языка" как специфического феномена; это и новое направление - социология морали, связанная с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах; это экзистенциализм (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю)  с его обращением к внутреннему миру человека, возвращением к "вечным" проблемам человеческого существования - одиночеству, любви, смерти.

В конце ХХ века начинается новый период - широкое развитие получает прикладная этика, отвечающая практическим потребностям развития современного общества и имеющая широкое практическое поле применения. Сюда относятся все виды профессиональной этики (этика бизнеса, этика ученого, этика делового общения), а также новые направления, возникшие в конце ХХ века, - генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, политическая этика (шпионаж, смертная казнь), этика цензуры и так далее.