Образы России в художественных открытках

Обновлено: 12.09.2018

Коллекция включает отечественные и зарубежные издания художественных открыток кон.XIX- XX вв., объединенные одной темой - «Образы России». В состав коллекции входят видовые, тематические, репродукционные и портретные открытки. Большая часть открыток издана «Общиной св. Евгении». Начиная с 1897 по 1920 год, Община впервые в России стала выпускать массовыми тиражами открытки с произведениями известных русских художников: И.Я. Билибина, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, В.Д. Поленова, Н.Н. Рериха, И.Е. Репина, К.А. Сомова, В.А. Серова и др. В конце XIX века художественные открытки стали издавать многие издательства. Сюжеты их разнообразны: виды городов и местностей, архитектурные памятники, портреты выдающихся государственных и военных деятелей, актеров, писателей и художников, жанровые сцены, народные типы. Более полутора тысяч открыток - многокрасочных репродукций с картин русских художников, видов городов России - выпустило издательство «Ришар» в Петербурге. Около полутора сотен открыток - репродукций с картин художников-передвижников было выпущено издательством А. Маковского и А. Лажечникова. Репродукционные художественные открытки издавались различными типографиями не только в России, например, типографией И.С. Лапина в Париже, акционерным обществом «Гранберг» в Стокгольме и др. Советский период представлен открытками художников В. Н. Дени, С. В. Чехонина, И. Н. Павлова, Г. С. Верейского, В. В. Михайлова, А. В. Исупова, В. Н. Кулагиной и др., выпущенных издательствами АХР, ГИЗ, ИЗОГИЗ (1920–е гг.), ГИЗ РСФСР (1930 г. – ОГИЗ, 1931 г. – Изогиз, 1938 – издательство «Искусство»), «Советский художник». Коллекция состоит из трех разделов. В ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ вошли открытки с изображениями видов городов. В первую очередь, это виды Петербурга и его окрестностей, Москвы, а также любимой многими художниками Украины. Кроме этого, в коллекции представлены открытки с видами Кавказа и Крыма, Урала и Сибири. Только на открытках, изданных одной «Общиной св. Евгении», было отражено более 200 географических точек. Отдельную серию составляли открытки, представлявшие собой воспроизведение известных архитектурных памятников. Особо интересны те их них, которые являются единственными изображениями утраченных или искаженных перестройками зданий и сооружений. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ коллекции представляет одну из наиболее интересных иллюстративных тем, использовавшихся издателями почтовых карточек с момента начала их выпуска в России – это этнография и т.н. «типы» городских жителей конца XIX – начала XX века. На почтовых карточках запечатлены типажи и костюмы почти всех наций и народностей, проживавших на территории Российской империи в начале прошлого столетия. Многие из них изображены на фоне природы, характерной для мест проживания конкретных групп, национальных жилищ, предметов быта, в производственных помещениях. Интерес представляют открытые письма, характеризующие культурно-бытовые традиции старой Москвы, которые издавались Общиной св. Евгении в период с 1903 по 1917 г. Это репродукции с произведений художников К. Е. Маковского, А. М. Васнецова, О. А. Шарлеманя, М. А. Виллие, К. Ф. Юона. Такие открытки наглядно демонстрировали красоту древних обрядов, напоминали о традиции предков, предлагая своеобразный художественно-исторический экскурс в прошлое. Среди художественных открытых писем начала XX века можно также выделить открытки работы художников круга «Мира искусства»: А.Н. Бенуа, Г.К.Лукомского, С.В.Наоковского, И.Э. Грабаря, О.П.Остроумовой-Лебедевой, М.В.Якунчиковой, А.Ф.Гауш, Г.И.Нарбута и других, которые представляют не только художественную ценность, но и имеют интересные и необычные сюжеты. Особый интерес представляют открытки с так называемым ретроспективным пейзажем, исторической реконструкцией - жанром столь любимым группой "Мир искусства". ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ включает портретные открытки, на которых воспроизведены портреты царской династии Романовых, деятелей культуры и искусства, военачальников, путешественников и т.п. Старинные почтовые открытки - бесценные свидетели и хранители векового прошлого России. Они стали «визитной карточкой времени», полноценным источником по истории и культуре нашей страны. Известная исследовательница народного искусства и коллекционер русской старины Наталья Леонидовна Шабельская в статье "Новая отрасль художественной промышленности", напечатанной в журнале "Искусство и художественная промышленность" в 1899 году, так определила значение открытки: "Почтовая карточка как одно из орудий распространения знания, развития чувства изящного, любви к природе, ко всему прекрасному - не забава, и труд, потраченный на украшение ее, в высшей степени важен и плодотворен. Она сослужит верную службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова. Художники, работающие для почтовой карточки, будут деятелями на почве народной"…"Как же не желать всем сердцем, чтобы русские художники уделили частичку своих талантов для этого маленького по объему предмета искусства, но такого большого по приносимой пользе". Коллекция рекомендуется искусствоведам, художникам, коллекционерам, всем любителям русской культуры и просто ценителям прекрасного!

Образы России в художественных открытках