Ноты издательства «А.Гутхейль»

Обновлено: 12.11.2018

Автор: Российская государственная библиотека

Вторая половина XIX и начало XX века в России обозначились настоящим «бумом» на издания музыкальных произведений: музыка была не просто частью хорошего воспитания и образования, эпоха буквально дышала ею. Возникает целый ряд издательств, в исторической последовательности отразивших историю развития музыкальной культуры. В РГБ хранятся ценные экземпляры нот ведущих российских издательств той поры – П. Юргенсона, М. Беляева, Ф. Стелловского, Ю. Гессера, М. Бернарда, А. Гутхейля, Г. Циммермана, В. Бесселя и др. Ноты знакомят не только с сочинениями всемирно известных сегодня композиторов, но и с широким кругом имен композиторов и исполнителей необыкновенно популярных тогда и почти незнакомых или забытых в наши дни. Электронные копии нот отечественных музыкальных издательств составляют основу коллекций НЭБ  «Русский романс», «Детская музыка в изданиях 1850 – 1917 гг.», «Сочинения П.И. Чайковского в изданиях П.И. Юргенсона», «С.В. Рахманинов. К 145-летию со дня рождения» .

Настоящее собрание представляет отечественную нотоиздательскую фирму «А. Гутхейль».  Одно из самых известных и представительных музыкальных издательств играло важную роль в художественной жизни России конца XIX начала XX века. Об этом свидетельствует данное издателю звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества», имеющее статус российского государственного бренда. Такое звание давало право использовать на своих изданиях герб и исполнять заказы Двора. Фирма имела и другие знаки отличия: Большую золотую медаль политехнической выставки в Москве 1872 г., Медаль и Почетный диплом всемирной выставки в Чикаго.

Александр Богданович Гутхейль (1818-1882), чье 200-летие отмечается в 2018 г., прибыл со своим семейством из Франкфурта-на-Майне в Москву в 1853 г., где и обосновал в 1859 музыкально-издательскую фирму. Контора и первый нотный магазин Гутхейля располагались в Москве на Кузнецком мосту в доме Беккерса, позднее называвшемся домом Юнкера. Издательство специализировалось в первую очередь на выпуске оперных клавиров западноевропейских композиторов. Высокохудожественное полиграфическое оформление нот (великолепные переплеты, четкая печать и графика нотных знаков, хорошая бумага) привлекало внимание не только покупателей, но и русских композиторов. Очень скоро у Гутхейля стали издаваться сочинения М. Глинки, А. Даргомыжского, С. Рахманинова, А. Гречанинова и других авторов. Кроме того, Гутхейль, изучая спросы и вкусы покупателей, большими тиражами печатал популярные песни, романсы, арии из опер, танцевальную музыку, что приносило немалый доход издательству. Ноты быстро раскупались.

В своем большинстве ноты Гутхейля, красочно оформленные портретами композиторов и исполнителей, знаменитых людей того времени, сюжетными картинками, изысканными рамочками, обрамляющими текст на титульных листах, становились историческими документами, передающими художественное многообразие эпохи. Издательство также выпускало ежемесячный «Музыкальный журнал» (в течение двух лет) и книги по музыке. Со дня основания было выпущено в свет более 12 тысяч названий.

После смерти А.Б. Гутхейля издательский бизнес перешел к его сыну Карлу Александровичу (1851—1921), который был одним из директоров Московского филармонического общества. Со многими членами этого сообщества его связывали самые тесные дружеские отношения. Карл Гутхейль значительно расширил и усовершенствовал издательское дело. Этому способствовало и то, что в 1882 году к фирме Гутхейля перешло наследие фирмы Ф.Т. Стелловского [1,156].

Издатель привлекал молодых композиторов, чьи имена и сегодня остаются в ранге великих. Фирмой «А. Гутхейль» были опубликованы почти все сочинения Сергея Рахманинова. Композитор не раз говорил, что Карл Гутхейль был его первым и верным издателем. Гутхейль сам предложил Рахманинову печатать его ноты, спросив о размере гонорара. Посоветовавшись с Чайковским, Рахманинов сказал, что пусть Гутхейль платит на свое усмотрение, и стал получать сумму большую, чем даже мог предположить. «Со временем их деловые отношения будут только крепнуть. Щедрый Карл Александрович станет и подлинным ценителем Рахманинова. А композитор сохранит верность своему издателю» [2; 37]. В Российском национальном музее музыки хранится уникальный мемориальный предмет, принадлежавший Сергею Рахманинову ‒ золотой жетон на цепочке. Подарок издателя Карла Гутхейля ‒ прекрасный образец ювелирного искусства начала XX века. По словам директора музея Михаила Брызгалова, он существует в единственном экземпляре и был особенно дорог Сергею Васильевичу, как память о начале его творческого композиторского пути. В 1902 году к десятилетию сотрудничества Рахманинова и фирмы «Гутхейль» композитор получил в подарок драгоценный памятный жетон и хранил его всю жизнь [3].

Ноты сочинений С. Рахманинова, выпущенный фирмой «А. Гутхейль», широко представлены как в настоящей коллекции, так и в коллекции НЭБ «С.В. Рахманинов. К 145-летию со дня рождения» . Среди примечательных прижизненных изданий Рахманинова  – ноты знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром (переложение для двух фортепиано):

Рахманинов_концерт.jpg

Настоящая коллекция объемна, включает свыше 430 нот издательства «А. Гутхейль», позволяя увидеть самый широкий спектр выходивших в свет изданий. Наряду с сочинениями, вошедшими в сокровищницу мировой музыкальной культуры, издавалось много музыки, которая ныне редко звучит или вовсе позабыта. Некоторые сочинения обретают при этом новую жизнь. Таков, например, «Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию» для четырехголосного смешанного хора пианиста, композитора и педагога Аркадия Максимовича Абазы (1843-1915 ). Сочинение ныне переиздается, представляя интерес в качестве концертного и учебно-педагогического репертуара.

Гимн_Абаза.jpg

«Письмо Алексею Сергеевичу Суворину» Владимира Давингофа – музыкальное поздравление к юбилею журналиста, издателя, писателя, театрального критика и драматурга (1834-1912). Автор музыки называет себя в романсе «композитором-самородком», ныне его музыка почти не звучит, но, как гласит надпись на издании, некогда он был «действительным членом Общества европейских композиторов».

Письмо_Суворину.jpg

В настоящей коллекции можно также увидеть программное произведение В. Давингофа, выпущенное музыкально-издательской фирмой Гутхейля, - «Эпопею о 1812 годе».

1812-001.jpg

Примечателен русский военный марш на Дальнем Востоке К.В. Фельдмана «Порт-Артур». Сочинение имеет посвящение:   «Его Превосходительству Генерал-Лейтенанту Стессель. Коменданту Порт-Артурской крепости». Оригинально оформление этих  нот, ставших памятником русско-японской войны.

Port-Artur.jpg

Судьба издательства "А. Гутхейль" закончилась драматично. В начале Первой мировой войны, когда накалились антинемецкие настроения, черносотенцы разгромили в Москве ряд магазинов и контор, владельцами которых были немцы и австрийцы. В 1915 году пострадало и издательство Гутхейля. Карл Александрович, будучи немцем по происхождению и австрийским подданным, понимал весь трагизм своего положения. Он вынужден был срочно продать издательство и магазин Сергею Александровичу Кусевицкому (знаменитому исполнителю на контрабасе и дирижеру, организовавшему в 1909 г. новое «Российское музыкальное издательство») и навсегда покинуть Россию. Издательство Гутхейля – это яркая страница явление в музыкальной жизни предреволюционной России.

Список используемых источников:

  1. Вольман Б.Л. Русские нотные издания XIX - начала XX века. – М.-Л.: «Музыка», 1970
  2. Федякин С.Р. Рахманинов. – М.: Молодая гвардия, 2014
  3. Жетон Рахманинова – подарок Карла Гутхейля. Экспомузыка. Короткие истории от Михаила Брызгалова. Передача радио «Орфей» - http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/expomusic/27417-zheton-rakhmaninova-podarok-karla-gutkhejlya 

    Составители:

    Л.Б. Баяхунова, главный специалист отдела формирования фондов НЭБ (РГБ), кандидат искусствоведения 

    А.А. Семенюк, заведующая Отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, кандидат педагогических наук