Искусство орнамента

Обновлено: 20.02.2019

ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum - украшение) - визуально-пространственная структура из ритмически упорядоченных элементов, имеющая декоративную функцию и располагающаяся на поверхности элементов архитектуры, объектов декоративно-прикладного искусства.

Орнамент широко распространён также в книжной миниатюре, прикладной и книжной графике, плакате и др. Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или декоративных искусств (резьба художественная, роспись, ткачество, плетение, вышивка, вязание, аппликация по ткани, коже и меху, зернь и т. д.), Орнамент немыслим вне поверхности, на которой находится и которую зрительно организует, вступая в сложные отношения с архитектоникой предмета.

По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, Орнамент может быть ленточным (фриз), центрическим (розетки - Орнамент, вписанный в круг), окаймляющим (бордюры), геральдическим, сетчатым (заполняющим поверхность предмета сплошным узором) или представлять собой сложные комбинации этих видов. Орнамент либо оперирует отвлечёнными (абстрактными) формами, либо стилизует (схематизирует) реальные мотивы. Преобразование различных мотивов в Орнаменте достигается за счёт применения разных видов симметрии. По мотивам, используемым в Орнаменте, его делят: на геометрический, для которого характерны структуры, восходящие к простым геометрическим фигурам (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии, различные многоугольники, круг, овал и т. п.), либо более сложные структуры (так называемый криволинейный Орнамент, построенный на основе волнообразной линии, её сегментов и различных их сочетаний - спираль, S- или 8-видная фигуры и др.; наиболее сложной его формой является плетёный Орнамент); растительный (флоральный), стилизующий листья, цветы, стебли и пр. (лотос, папирус, акант, пальметта и т. д.); зооморфный (тератологический), стилизующий фигуры реальных или фантастических животных (смотри Звериный стиль). В качестве мотивов Орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, наделённые определённой семантикой различные знаки (например, солярные символы) и эмблемы (гербы). Нередки сложные комбинации разных мотивов (тератология, гротески, арабеска и др.). Особый вид Орнамента представляют стилизованные надписи (так называемый эпиграфический Орнамент), особенно в архитектуре и искусстве Востока и исламских стран (смотри Каллиграфия, Вязь).

Возникновение Орнамента относится к древнейшим эпохам истории; он известен с позднего палеолита, но вероятно его существование и в более раннюю эпоху. По одной из гипотез, источниками орнаментирования предметов были технологические процессы древности (переплетение нитей в текстиле, отпечатки плетёнки из прутьев на глине), древние магические символы солнца, воды, огня, даже извилистое течение реки (смотри Меандр) и т. д. Предположительно Орнамент изначально имел обрядовую, магическую функцию (сохранившуюся у первобытных народов в орнаментальной раскраске или татуировке человеческого тела). Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии Орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить его упорядоченность и стройность. В Орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем древние орнаментальные мотивы утрачивали свою семантику, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Орнамент непосредственно связан с национальным и историческим своеобразием искусства разных народов, стран, эпох, с различными художественными стилями.

Литература

Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей. М., 2007. Т. 1–2

Орнаменты и узоры всех времен, стран и народов. М., 2010

Степанова А.П. Теория орнамента. Ростов н/Д., 2011

Дополнительная литература

Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. СПб., 1898–1899. Вып. 1–8. М., 2009;

Riegl A. Stilfragen. 2. Aufl. B., 1923;

Meyer P. Das Ornament in Kunstgeschichte. Z., 1944;

Evans J. Style in ornament. Oxf., 1950; Bossert Н.Th. Arte ornamentale. Barcelona, 1957;

Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М., 1968;

Christie A.H. Pattern design: an introduction to the study of formal ornament. N. Y., 1969;

Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. Л., 1972;

Peesch R. Ornamentik der Volkskunst in Europa. Königstein, 1981;

Gombrich E.H. The sense of order: a study in the psychology of decorative art. Oxf., 1984;

Lewis P., Darley G. Dictionary of ornament. L., 1986;

Wilson E. 8000 years of ornament: an illustrated handbook of motifs. L., 1994;

Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М., 2004.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник: федеральный портал История.РФ

**

Подборка изданий из фондов НЭБ «Искусство орнамента» включает как научные публикации (искусствоведческие, палеографические, этнологические и др.), так и практические руководства по художественному творчеству, ремеслам и рукоделию. Состав подборки будет регулярно пополняться.

Искусство орнамента