М.М. Ипполитов-Иванов. К юбилею композитора

Обновлено: 15.07.2019

Авторы: Российская государственная библиотека

Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова

160 лет тому назад родился Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935) – талантливый русский композитор и дирижер, крупнейший музыкально-общественный деятель, просветитель, музыкальный этнограф, исследователь, яркий представитель Нового направления  русской церковной музыки. Он много сделал для сохранения и развития лучших традиций отечественной и мировой музыкальной культуры в России в конце ХIХ – первые десятилетия ХХ века.

Деятельность его невероятно многообразна. Прежде всего,  он, воспитанный на традициях русской музыки, хорошо знавший композиторов «Могучей кучки», друживший с П. И. Чайковским, в своем творчестве утверждал высокие нравственные идеалы, что было особенно важно в послереволюционное время. Он любил, собирал, обрабатывал музыкальный фольклор разных народов, использовал его в своих произведениях, значительно расширив круг инонациональных связей.

Ипполитов-Иванов был из тех музыкантов, которые, сохраняя традиции, чутко откликались на запросы времени. Одним из первых он начинает осваивать музыку в новом искусстве кино, формировать музыкальное радиовещание в стране.

Всю жизнь он посвятил развитию музыкального образования, содействовал открытию музыкальных учебных заведений, был выборным директором, а затем и первым выборным ректором Московской консерватории, преподавал в Синодальном училище церковного пения.  Много потрудился и как дирижер, работая в Тифлисе, в Московской частной опере С.И. Мамонтова, а затем и в оперном театре С.И. Зимина, в  Большом театре, выступал в многочисленных симфонических концертах. Благодаря Ипполитову-Иванову  в репертуаре музыкальных театров особое место заняли оперы русских композиторов. 

М.М. Ипполитов-Иванов принимал активное участие в деятельности Императорского русского музыкального общества. В течение десяти лет, будучи сразу после окончания Петербургской консерватории направлен в Тифлис, он наладил там работу музыкального театра, организовал симфонический оркестр, сформировал на основе музыкальной школы училище, из которого позже возникла Тбилисская консерватория. Композитор – автор труда Грузинская народная песня и ее современное состояние.

М. М. Ипполитов-Иванов много сил отдавал хоровому исполнительскому искусству, был членом Хорового общества, инициировал исполнение впервые в нашей стране «Страстей по Матфею» И.С. Баха на русском языке, собрав  хор из более чем трехсот человек.

За  огромную работу в разных сферах музыкального искусства М.М. Ипполитов-Иванов одним из первых получил высокое звание Народного артиста РСФСР (1922). Помимо этого он был награжден тремя орденами и двумя серебряными медалями. «Вся моя жизнь была непрерывным гимном труду», - напишет М.М. Ипполитов-Иванов в своих мемуарах «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях», в которых раскрывается панорама русского музыкального искусства и отмечены основные вехи жизни и творчества композитора. Эта книга – бесценный материал:  композитор рассказывает о детстве и времени взросления, о своих учителях и общении со многими музыкантами, поэтами, философами, писателями, деятелями кино. Касается и вопросов, связанных с созданием своих произведений.

Человек щедрой души, добрый и отзывчивый, он оставил о себе благодарную память как «сеятель добра»,  музыкант-просветитель, мудрый руководитель и педагог, воспитавший целую плеяду учеников, среди которых Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, А.Б. Гольденвейзер, Н.С. Голованов.

Наследие композитора представлено самыми разными жанрами. Это  - духовные сочинения, такие как Литургия Иоанна Златоуста, Избранные молитвословия из Всенощного бдения, Пять херувимских песен, большое количество хоровых партитур для разных составов.  Это шесть опер, и среди них -  «Руфь», созданная на основе библейского  сюжета, «Ася» по повести И.С. Тургенева, драматическая опера «Измена» (либретто А. Сумбатова (Южина) по его одноименной трагедии),  «Оле из Норланда» (либретто по повести М. Иерсена написано самим композитором). М. М. Ипполитов-Иванов  инструментовал ранее не исполнявшуюся сцену «У Василия Блаженного» для постановки оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского (в редакции Н.А. Римского-Корсакова) в Большом театре (1927). Дописал второе-четвертое действия к неоконченной одноактной опере «Женитьба» М. Мусоргского, которая была предназначена для исполнения в радиотеатре (как радио-опера), и сегодня получила новую сценическую жизнь в Москве (силами молодых исполнителей из РАТИ-ГИТИС и ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова) и в музыкальном театре Ростова-на-Дону.  

Ипполитов-Иванов является автором более ста вокальных сочинений. Среди них -Пять романсов на стихи А. Майкова ор.28, Шесть романсов на стихи К. Бальмонта ор.14, Шесть романсов на слова графа А. Голенищева-Кутузова ор.22, Три библейских стихотворения ор.40,  Сонеты В. Шекспира ор.45. В настоящей коллекции можно увидеть издания с автографами Ипполитова-Иванова из фондов РГБ. Таковы Шесть романсов на слова Д. Ратгауза ор.21 и романс «Где жить?» ор.22 №7 на слова Ж. Ришпени. Перу композитора принадлежат кантаты, посвященные памяти А. Пушкина, Н. Гоголя, В. Жуковского.

Ипполитов-Иванов – автор замечательных камерно-инструментальных сочинений, струнного и фортепианного квартетов, оркестровых партитур. Среди его самых известных произведений – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для хора, 10 флейт, двух арф, тубы и  органа, Симфонические сюиты «Кавказские эскизы» и «Иверия», симфоническая поэма «Мцыри», оркестровая сюита «Тюркские фрагменты», Гимн труду для смешанного хора, симфонического и духового оркестра.

«Музыка открывает безграничный горизонт для мысли и чувства, и для композитора осуществление его идей есть подлинное наслаждение», - писал М.М. Ипполитов-Иванов. Стоит открыть его партитуры и прикоснуться к музыке, в которой много жизни, света и тепла.

Литература

  1. Борисова Е.Ю., Погорелолва Н.Ю. М.М. Ипполитов-Иванов как представитель яркого созвездия композиторов конца XIX – XX веков // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. №5-6.
  2. Бугославский С. М.М. Ипполитов-Иванов (жизнь и творчество). М. 1936.
  3. Гущина Е. М.М. Ипполитов-Иванов: Литургия св. Иоанна Златоуста (ор.37) в контексте стилевого развития цикла. М.: «ТС-ПРИМА». 2006.
  4. Гущина Е.Э. М.М. Ипполитов-Иванов: музыкант, просветитель, человек. // Universum: Филология и искусствоведение: электронный научный журнал. 2016. №12 (34).
  5. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М.: Гос. муз. издательство. 1934.
  6. Ипполитов-Иванов М.М. Письма. Статьи. Воспоминания. Сост. Н. Соколов.  М.: Сов. композитор. 1986. 
  7. Ипполитов-Иванов М.М. Собрание камерно-вокальных сочинений [Ноты] : [в 3 т.] / М. М. Ипполитов-Иванов; сост. Савельев Ю. Н.  М.: ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. 2009-2014.
  8. М.М. Ипполитов-Иванов. Композитор, педагог, общественный деятель. Сост. Каламзина М.А. М.: ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, 1999. 
  9. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Духовные произведения для хора. К 140-летию со дня рождения. ( Вст. статья Э.Ф. Леонова. Помещенные материалы: Гуляницкая Н.С. М.М. Ипполитов-Иванов – представитель Нового направления.  Голованов Н.С. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов). /Сост. О.А. Бычков. М.: «Живоносный источник». 1999.
  10. Мшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии.  М.: Сов. композитор. 1971.
  11. Санько А.К. Становление национальных композиторских школ в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях (архив), М.: Композитор. 2017. 
  12. Соколов Н.Н. Тема Востока в симфоническом творчестве М. М. Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма. дис…канд. иск. Ростов-на-Дону. 1997.
  13. Смирнов Д.В., Миронова Н.А. Ипполитов-Иванов//Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского. 2007.
  14. Чемоданов С. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. М.: Муз. сектор – Гос. издательство. 1927.

Статьи И.М. Ромащук , в их числе:

  • Ромащук И.М. Н.Я. Мясковский и М.М. Ипполитов-Иванов: диалог во времени и судьба наследия//Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. Сб. статей по материалам международной научной конференции. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2018.
  • Ромащук И.М. М.М. Ипполитов-Иванов: из забытого и неизвестного // Музыкальная академия. 2013. № 3.
  • Ромащук И.М. Из архива М. М. Ипполитова-Иванова: «Кара-Бугаз» // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. тр. по материалам всероссийской научной конференции 11-12 ноября 2009г. Ред.-сост. Науменко Т.И., Сусидко И.П./ РАМ им. Гнесиных. 2010.

и другие публикации о творчестве М.М. Ипполитова-Иванова.

Составители коллекции:

Баяхунова Лейла Бакировна, начальник Отдела популяризации НЭБ (РГБ), кандидат искусствоведения 

Ромащук Инна Михайловна, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова

Автор текста - Ромащук Инна Михайловна.