Сергей Васильевич Рахманинов. К 145-летию со дня рождения

Обновлено: 13.08.2018

Автор: Российская государственная библиотека

В 2018 году отмечается 145-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1 апреля (20 марта) 1873 - 28 марта 1943) – композитора, пианиста, дирижера,  чье имя стало одним из символов русской культуры. «Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством» [1;144] – эти слова композитора стали заветом будущим поколениям и как нельзя лучше характеризуют творчество самого Рахманинова. Стиль композитора всегда узнаваем, его приметы – глубокий лиризм и музыкальная образность, длительно развертывающиеся мелодии большого дыхания, ассоциирующиеся с беспредельной  широтой русских далей, красота и разнообразие гармонии, пианистичность фортепианной фактуры, запечатлевшей доскональное знание природы инструмента, опыт Рахманинова-пианиста.

Музыка Рахманинова глубоко национальна. Россия, по словам композитора Георгия Свиридова, была единственной темой его художественных произведений, он горячо ее любил, любил больше жизни.  «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды, – говорил Рахманинов. – Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно писать именно русскую музыку или музыку ещё какого-либо другого рода. На меня, несомненно, оказали огромное влияние Чайковский и Римский-Корсаков, но я никогда, насколько помню, не подражал никому. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения – всё это составляет содержание моей музыки.» [1;147].

В настоящей коллекции собраны электронные копии изданий, связанных с именем Рахманинова, главным образом из фондов РГБ и РНБ, но, безусловно, это лишь небольшая часть материалов, хранящихся в национальных библиотеках страны. Остановимся подробнее на некоторых примечательных образцах. В отделе рукописей РГБ, в фонде Елизаветы Николаевны Коншиной есть фотопортрет Рахманинова и рисунок портрета композитора (карандаш) выполненный русским художником Владимиром  Илиодоровичем Россинским (1874/1875-1919). Е.Н. Коншина (1890-1972),  филолог,  литературовед, археограф, текстолог, долгие годы – сотрудница Отдела рукописей ГБЛ. Оба документа имеют дарственные надписи композитора Е.Н. Коншиной и датированы 1917 годом [2]. 

В коллекции можно увидеть многие прижизненные издания сочинений Рахманинова, почти все они опубликованы нотоиздательской фирмой «А. Гутхейль». Рахманинов не раз говорил, что Карл Гутхейль был его первым и верным издателем. Карл Александрович продолжил дело своего отца, Александра Богдановича, – немца, приехавшего в 1853 году в Россию из Франкфурта-на-Майне и основавшего в Москве музыкально-издательскую фирму и нотный магазин. После смерти отца Карл Александрович возглавил фирму и значительно ее расширил. Гутхейль сам предложил Рахманинову печатать его ноты, спросив о размере гонорара. Посоветовавшись с Чайковским, Рахманинов сказал, что пусть Гутхейль платит на свое усмотрение, и стал получать сумму большую, чем даже мог предположить. «Со временем их деловые отношения будут только крепнуть. Щедрый Карл Александрович станет и подлинным ценителем Рахманинова. А композитор сохранит верность своему издателю» [3; 37].

Среди изданий ранних сочинений Рахманинова можно увидеть знаменитую прелюдию cis-moll ор.3 №2 . Написанное 18-летним автором произведение обрело невероятную мировую популярность. «На родине для меня это сочинение стало уже пройденным этапом, оно было для меня в действительности далёким воспоминанием о юности, пока несколько лет тому назад я не поехал в Англию – рассказывал Рахманинов. – К своему удивлению, я узнал там, что все молодые пианисты играют её. Получив же после этого приглашение посетить Соединённые Штаты, я послал запрос, достаточно ли хорошо меня знают в этой стране, чтобы можно было рассчитывать на интерес публики к моим выступлениям. Вскоре меня известили, что в США каждый музыкант знает меня как автора Прелюдии cis-moll» [1;62].

«Элегическое трио» ор.9 № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано d-moll возникло под влиянием глубокого чувства тяжелой утраты – смерти Петра Илььича Чайковского. Детальный разбор сочинения, история исполнений, отклики прессы собраны в книге Татьяны Алексеевны Гайдамович «Русское фортепианное трио». Первая редакция трио была издана в 1894, вторая в 1907 г. фирмой А. Гутхейля, в коллекции представлена вторая редакция сочинения. «В этом трио столько неподдельного пафоса, столько поэзии и фантазии, местами – столько захватывающего и неподдельного драматизма, столько непосредственного творчества, (...) что оно может быть причислено к наиболее ценным произведениям Рахманинова», –  писал один из современников Рахманинова [4;157].

Среди изданий фирмы «А. Гутхейль» – Второй и Третий фортепианные концерты Рахманинова, «Литургия святого Иоанна Златоуста», прелюдии ор. 23 и ор. 32Вариации на тему Шопена ор. 22 и другие сочинения.  

Ценный эпистолярный и мемуарный материал содержит сборник «Молодые годы Сергея Васильевича Рахманинова», вышедший в 1949 г. Это письма композитора, воспоминания, статья о его творчестве редактора-составителя книги В. М. Богданова-Березовского [5]. Зарубежному периоду жизни и творчества Рахманинова посвящена диссертация Е.М. Кузнецовой «С.В. Рахманинов в эмиграции: социокультурная и творческая адаптация» [6]. Судьба С. В. Рахманинова была очень трудной. В декабре 1917 года он был вынужден покинуть Россию. «Я не принадлежал к тем, кто слеп к действительности и снисходителен к смутным утопическим иллюзиям. Как только я ближе столкнулся с теми людьми, которые взяли в свои руки судьбу нашего народа и всей нашей страны, я с ужасающей ясностью увидел, что это начало конца – конца, который наполнит действительность ужасами. Анархия, царившая вокруг, безжалостное выкорчевывание всех основ искусства, бессмысленное уничтожение всех возможностей его восстановления не оставляли надежды на нормальную жизнь в России», – писал композитор [7;195].

По словам Г.В. Свиридова, «Рахманинов безумно страдал за границей и почти восемнадцать лет не мог сочинять.  Здесь, в нашей стране, –  и я тому живой свидетель, человек уже не молодой, – имя его было окружено официальным презрением. Он был единственным композитором, который в начале тридцатых годов декретом государства был официально запрещён. Его имя и его сочинения были изъяты из всех учебных заведений, из всех концертных программ. Его называли – как только его не называли! – и «фашист», и –  особенно злодейски –  «фашист в поповской рясе», и «охотнорядец», и хулиган... и т. д. Трудно себе представить, чтобы о художнике, чья музыка так высока, так прекрасна, можно было бы говорить такие кошмарные слова! Однако всё это было. Было, но, к счастью, прошло, потому что гения убить невозможно. Невозможно убить и плоды его творчества. Его можно убить только самого» [8].

Летом 1934 года в Швейцарии Рахманинов создает «Рапсодию на тему Паганини».  В 1957 году «Музгиз» выпускает ноты этого сочинения в редакции российского композитора и текстолога Георгия Васильевича Киркора. В предисловии к изданию музыковед Борис Савельевич Яголим пишет: «В основу издания положены партитура Рапсодии и авторское переложение для двух фортепиано в издании «Таир» в 1934 году, все явные погрешности исправлены безоговорочно; дополнения, внесенные редактором, заключены в квадратные скобки» [9].

Обращает на себя внимание полное собрание романсов С. Рахманинова (том 1, том 2) под общей редакцией музыковеда,  пианиста, педагога Павла Александровича Ламма, с предисловием Заруи Апетовны Апетян (М.: Музыка, 1967), куда вошли все произведения этого жанра, опубликованные не только при жизни композитора, но и посмертно. 

145-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – еще одна историческая дистанция, заставляющая задуматься о судьбе и творчестве великого композитора. «Рахманинов для меня – это, безусловно, гений, – сказал пианист Денис Мацуев. – Однако, помимо прочего, мне близки и его человеческие качества. Например, находясь в эмиграции, во время Великой Отечественной войны он перечислял деньги в помощь Красной Армии в борьбе с фашизмом. Я знаю из достоверных источников, что буквально за несколько месяцев до смерти он хотел вернуться на родину, предчувствуя беду, свою болезнь. Но, к сожалению, не успел этого сделать…» [10]. По словам пианиста Михаила Плетнёва, «называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижером – мелко. Рахманинов – это бог. Божественный бог» [11]. 

Примечания

1. Рахманинов С.В. Литературное наследие в 3 т.  (сост.-ред., авт. вступ. статьи. З.А. Апетян), Т. 1: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. М.: Советский композитор, 1978, с.144

2. Рахманинов, Сергей Васильевич. Фотопортрет и рисунок портрета [изоматериалы] : фотография : рисунок / рис. художника В.Россинского. – [Б. м.] : 1917. – 2 лл.: рис.:карандаш; 4˚ (23,4 х 17,1); 8˚(13,3 х 8,5) см. Рисунок карандашом наклеен на бумагу. Дарственные надписи С.В. Рахманинова, Е.Н. Коншиной. Сохранность : полная. OR Ф.619 к.25 ед.31  

3. Федякин С.Р. Рахманинов. – М.: Молодая гвардия, 2014.

4. Гайдамович Т.А. Русское фортепианное трио. – М. : Музыка, 2005.

5. Молодые годы Сергея Васильевича Рахманинова: Письма. Воспоминания / [Под общ. ред. и с послесл. "Творческий облик С. В. Рахманинова", с. 115-56, В. М. Богданова-Березовского]. - Ленинград ; Москва : Гос. муз. изд-во, 1949

6. Кузнецова Е.М. С.В. Рахманинов в эмиграции : социокультурная и творческая адаптация : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Кузнецова Екатерина Михайловна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных]. - Москва, 2016. - 25 с.

7. Бабенко О. В. 1917 год в воспоминаниях С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина // История и археология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017, с. 22-26.

8. Дробышевская И., «Слышать биение народного сердца» // Георгий Свиридов в воспоминаниях современников, М., «Молодая гвардия», 2006 г., с. 416-417.

9. Рахманинов С.В. Рапсодия на тему Паганини : Для ф.-п. с оркестром: Op. 43 / Ред. Г. Киркор; Предисл. Б. Яголим. - М. : Музгиз, 1957. - 154 с.

10. Денис Мацуев: Рахманинов на фоне великой трагедии. – портал История. РФ. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://нэб.рф/catalog/011720_000133_86AD2B8183BC99CDC321E84FA5CBF60BADD07A1B4352F1B687F895FFD0E246AE/

11. Михаил Плетнев: «Рахманинов – это бог. Потому что – бог». Беседа с С. Бирюковым // Труд. – 02 июня 2015 г.

Составитель: Л.Б. Баяхунова, главный специалист отдела формирования фондов НЭБ (РГБ), кандидат искусствоведения